История Хорлов и истории о Хорлах

Хорлы.  История основания поселка.

   

  

…Сидя за чтением книг в своей библиотеке в Преображенке, Софья Богдановна Фальц-Фейн вычитала строчки у Страбона, он писал, что в Каркинитском заливе была гавань херсонесцев, а в первой половине и середине 18 века эту территорию занимала Джамбуйлуцкая орда, которая после себя оставила девственную степь. С той минуты Софья решила: «почему бы и мне на Хорловской косе не поискать место для порта?»…

В 1897 году баронесса Фальц-Фейн нашла остров в Каркинитском заливе, который соединила с материком насыпью и начала строительство порта. С этого момента и началась история жизни полуострова Хорлы.

             Выбор места был не случайным: море у берега не замерзало круглый год, так как природный, горячий источник подогревал море. Таким образом, место для порта было выбрано идеально для круглогодичного сообщения с дальними странами, этим он создавал большую конкуренцию другим портам Херсонской губернии.

             Порт строился для продажи  за границу груза со всего Юга Российской Империи. Первыми поселенцами Хорлов были батраки, которых София нанимала в Каховке на строительство порта. Платила работникам она хорошо, кроме того, лично следила за условиями, в которых жили батраки и чем они питались. Она сама пробовала пищу, приготовленную для рабочих. Слава о щедрой и справедливой хозяйке облетела весь Юг Украины. Батраки стремились на заработки в Хорлы. София Богдановна приветствовала создание семей в поселении, которые росли с каждым днем, и к концу 90х в Хорлах уже было 2000 семей.
              Для будущего порта была необходима быстрая связь с материком и 22 сентября 1898 года в Хорлах открылась телеграфная линия, связывающая порт с Перекопом, Асканией-Нова, Преображенкой и другими хозяйствами баронессы.

             С 27 сентября 1903 года уже действовала морская пристань с официальным названием «порт Хорлы». Основным грузом, который экспортировался, был хлеб, он имел широкий потребительский спрос за границей, поэтому обороты торговых операций росли с немыслимой скоростью.

           

Уже в 1907 году с порта Хорлы на 29 суднах было вывезено в Англию, Грецию, Германию, Италию и Голландию 2,2 млн. пудов груза Порт Хорлы очень быстро превратился в цветущий городок, где как в ботаническом саду было огромное количество диковенных растений, небольшие пруды были разбросаны между одноэтажными, аккуратными домиками портовиков. Здесь работали ремесленники, процветало и сельское хозяйство, работала метеостанция, мельница, устричный завод. Софья Богдановна гордилась своим детищем, каждую минуту мысли ее стремились к созданию государства в государстве. Она с восхищением сообщала по только что созданной телефонной связи своим родным в Преображенке и Аскании Нова о том, что в Хорлах с каждым годом население увеличивается в три раза, никакой полиции, никаких скандалов, открывает свою типографию для выпуска своей газеты. Кроме того: для местной торговли баронесса открыла монетный двор. В выходные дни местные жители наслаждались выступлениями хора и оркестра, а вечером загорались огни кинотеатра „Иллюзион». 

             Баронесса Фальц-Фейн открывает бесплатные гимназические трехгодичные классы для детей. В одном классе проходило обучение 34 мальчиков и 22 девочек. Детей стремящихся к знаниям и особенно талантливых она отправляла учиться дальше, оплачивая их обучение.

             Отношение Софьи Богдановны к жителям городка было очень трепетным, известно, что на бракосочетание каждой невесте баронесса сама шила подвенечное платье, она радовалась каждой вновь родившейся семье.

             София жила своим детищем – портом Хорлы, она сутками пребывала в конторе, занималась делами. Своей очереди на прием ожидали: священнослужители, капитаны прибывших кораблей, служащие порта и др. У каждого были свои проблемы и нужды, которые старалась решить баронесса: заключала договора с иностранными портами и судовладельческими компаниями, выделяла средства на строительства храмов, оказывала помощь семьям работников порта. На собственных пассажирских судах («София» и «Лидия») баронесса ездила по делам в Одессу и обратно. Создано было агентство пароходства С.Б. Фальц-Фейн в Одессе. В еженедельнике министерства финансов — «Вестнике финансов, промышленности и торговли», который издавался в Петербурге, систематически размещались докладные уведомления об отправке грузов из Хорлов за границу.

              На протяжении1909-1911 гг. список держав, которые получили грузы с Хорловского порта, значительно расширился. В него вошли: Англия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Швеция, Греция, Австро-Венгрия. В связи с огромной популярностью порта открылось отделение Российского банка для внешней торговли, действовала таможня. С целью увеличения больших объемов грузов, возник проект на строительство железной дороги, которая соединила бы Хорлы с государственной железной дорогой.

              Однако этим планам не было суждено сбыться.  Революция пришла и в маленький городок Хорлы. Сыновья, зная о расправах большевиков, чтобы спасти пожилую мать, а ей в 1919 году было 84 года, решили увести ее за границу. Но баронесса пожелала остаться…

              Баронесса находилась в портовой конторе, как всегда за делами. Пуля ее настигла через замочную скважину двери, но и этого было недостаточно, матросы добили умирающую женщину, закололи ее штыками. Жители городка тайно похоронили баронессу на кладбище в Хорлах.

 

(при написании взяты материалы с сайтов —http://grandukraine.com,  http://narodna.pravda.com.ua,  https://uk.wikipedia.org,  http://artkavun.kherson.ua)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation

Заказать звонок

×